Форум » Сергей Чонишвили » Родители » Ответить

Родители

Татьяна: Валерия Ивановна Прокоп [quote]ВАЛЕРИЯ ПРОКОП - НАРОДНАЯ! Признание всенародной любви Валерия Ивановна завоевала давно. И вот теперь Указом Президента России от 1 декабря нынешнего года этот факт обрел официальное подтверждение. Огромный творческий диапазон этой актрисы, ее яркий талант позволили уже с первых ролей на сцене Омской драмы занять ведущее положение в труппе. С годами ее мастерство только росло, крепло, обретало новые краски и грани. И зрители, и критики считают, что Прокоп под силу сыграть буквально все! Многие ее роли были высоко оценены на самых престижных фестивалях и творческих конкурсах. За роль Жены полковника в спектакле «Полковнику никто не пишет» Г.Маркеса Валерию Ивановну назвали лучшей актрисой фестиваля на международном фестивале «Без границ» (2001 год), а в Омске эта роль была удостоена премии имени Татьяны Ожиговой на конкурсе на лучшую театральную работу года. Сыграв Ивонну в «Несносных родителях» Ж. Кокто, Прокоп победила в областном конкурсе «Лучшая театральная работа года» (2002 год). А за роль Коробочки в спектакле «Брат Чичиков» Н. Садур актриса удостоилась звания «Королева жанра» на региональном конкурсе «Сибирский транзит-2003». Последняя работа Валерии Прокоп — спектакль «Последний пылкий влюбленный» Н. Саймона по сути стала ее блистательным бенефисом. Мы присоединяемся к многочисленным поздравлениям по поводу присвоения замечательной актрисе высокого звания народной! НО (13.12.2006) [/quote]

Ответов - 93, стр: 1 2 3 4 5 All

Татьяна:

Татьяна:

Татьяна:


Татьяна:

Татьяна:

Татьяна: Troinets Спасибо, Юля, за фотографии. Сергей очень похож на свою маму. PS. Вы сами смело можете вставлять фотографии.

Натали_из_Лондона: а можно узнать, что это за спектакли? или хотя бы что за театр? а на маму правда очень похож... наверно если бы мне показали первое фото и спросили, чья мама, поднапрягшись я бы ее узнала

Татьяна: Натали_из_Лондона Все можно, только немного терпения

Татьяна: Натали_из_Лондона Валерия Ивановна Прокоп актриса Омского Академического театра драмы. Эти фото со спектаклей: Мурзавецкая - "Волки и овцы" А.Н. Островский Жена полковника - "Полковнику никто не пишет" Габриэль Гарсиа Маркес Коробочка - "Брат Чичиков" Нина Садур Ивонна - "Несносные родители" Жан Кокто Паулина, жена Антигона - "Зимняя сказка" Вильям Шекспир Паня - "Зеленая зона" Михаил Зуев. Что откуда может объяснить только Юля.

Натали_из_Лондона: Татьяна спасиб)))) а терпение... ты же знаешь... у меня с этим проблемы

Татьяна: Чонишвили Ножери Давидович (1926-1987)Актер Омского академического театра драмы

Troinets: На днях исполняется 80 лет со дня рождения Ножери Чонишвили. В Омске выходит книга воспоминаний и открывается выставка фотографий. Кстати, Сергей уже Чоник 2, первым был Ножери.)

Татьяна: Чонишвили Ножери Давидович Родился 18 октября 1926 года в г. Тбилиси. В 1941 году окончил 7 классов 50-й средней школы г. Тбилиси и поступил на завод им. Калинина, где работал слесарем, одновременно занимался в молодежной театральной студии. С августа 1942 года принят на работу в Тбилисский русский театр им. Грибоедова на должность актера вспомогательного состава, где сыграл 6 ролей. В марте 1943 года ушел добровольцем в армию. Служил в войсках МВД по охране и обороне особо важных объектов и железных дорог с 1943 по 1950гг. Был на должности художественного руководителя ансамбля солдатской эстрады. За время службы в армии награжден медалями “За оборону Кавказа”, “За победу над Германией”, “30 лет Советской Красной армии”. В ноябре 1950 года был демобилизован, после чего поступил на работу в Тбилисский русский театр юного зрителя, где работал до 1962 года. Здесь им сыграно 114 ролей. Помимо актерской работы вел педагогическую работу в студии при театре. За период работы в Тбилисском ТЮЗе награжден грамотами Министерства культуры Грузинской ССР, Аджарской АССР, грамотами советско-партийных органов, значками “Отличник народного образования Грузии” и “Отличник культурного шефства над Вооруженными силами СССР”. В 1957 году получил звание лауреата за исполнение роли Маресьева в спектакле “Настоящий человек” на Всесоюзном фестивале в честь 40-летия Октября. В 1961 году присвоено звание ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА ГРУЗИНСКОЙ ССР. С 1962 года по 1966 год работал в Тульском областном драмтеатре им. Горького, где сыграл 23 роли. С 1963 года - член ВТО. В 1964 - 65гг. преподавал мастерство актера, режиссуру в Тульском педагогическом институте. Вел общественную работу: избирался членом художественного совета и режиссерской коллегии театре. За период работы в театре г. Тулы был награжден значком “Отличник Министерства культуры СССР”, грамотами Министерства культуры Литовской и Латвийской ССР. Снимался в кинокартинах: “Приговор”, “Судьба женщины”, “История одной заметки”, “Нина Павловна Чистякова” и др. на Тбилисской киностудии, “Порох” - на киностудии Ленфильм, “Укрощение огня” - на студии Мосфильм. С 1966 года работал в Омском драматическом театре, на сцене которого сыграл 60 ролей. Никто никогда не говорил о нем, как о провинциальном артисте. Ему не нужно было заставлять себя играть хорошо. Он органически не мог играть вполсилы, всегда и везде только с полной отдачей, выкладываясь “до донышка”. Ножери Чонишвили вообще нравилось уметь заниматься этим делом: творить судьбы и характеры людей разных эпох и стран. Радость самоотдачи создавала особую атмосферу доверительности. Уже будучи серьезно больным, на сцене он неузнаваемо молодел, удивляя даже тех, кто хорошо знал его. Творчество его было органично, правда сцены была в нем самом. И всех героев его - от простаков до любовников - роднила мужественная простота, нежность, бодрость и юмор. Юмор открытый, светлый... С юмором рассказывал он о себе. Но смешное необъяснимым образом отзывалось печалью. Любимой ролью оставался Сирано де Бержерак. Монологи поэта-бунтаря он читал всю жизнь, обнаруживая тонкий слух к стихам. И еще. Герои Ножери Чонишвили, будь то Сирано, Дон Хуан, Свидригайлов, Антоний или граф Орлов, любили своих избранниц, она напоминали, что ради женщины совершалось много прекрасных и безрассудных поступков. И поэтому актрисы театра мечтали играть с ним. Под взглядом его умных, ироничных, добрых глаз каждая ощущала себя красавицей, центром Вселенной. С 1970 по 1987гг. Н. Чонишвили избирался председателем Омского отделения ВТО (ныне организация Союза театральных деятелей России). Звания “НАРОДНЫЙ АРТИСТ РСФСР” удостоен в 1974 году. В 1986 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени и в том же году избран секретарем Союза театральных деятелей РСФСР”. Умер 2 ноября 1987 года. Похоронен в г. Омске, на Северном кладбище. 27 марта 1989г. Омскому Дому Актера присвоено имя Народного артиста РСФСР Н.Д.Чонишвили. www.kino-teatr.ru/

Татьяна: Валерия Прокоп – о шоке от Омска, скепсисе от звания и "голом Шота Руставели" – Я родилась в Тбилиси и прожила там 20 лет. Не знаю, какой он сейчас – не была там почти четверть века, но тогда столица Грузии была безумной красоты городом. Тбилиси называли "маленьким Парижем". Меня учили в школе грузинскому языку, и до сих пор могу на базаре пообщаться с кавказцами. Хотя сейчас грузин на омских рынках почти не стало, – сетует Валерия Прокоп. Заметим, что именно грузинский язык стал камнем преткновения на пути юной Леры Прокоп к карьере переводчика. – После школы решила поступать в Тбилисский институт иностранных языков. Сдавать надо было три экзамена: за первые два получила пятерки, а третьим было изложение на грузинском языке. Нам читали рассказ, он назывался "Надиробисас" ("Охота" в переводе), как сейчас помню. Я все поняла, только написать на грузинском не сумела. И даже горячие просьбы экзаменатора, увидевшего мои пятерки, выполнить работу хотя бы на тройку, не -подтолкнули меня к подвигу. С экзамена я ушла. Так неудавшийся переводчик с немецкого Лера Прокоп попала на завод, именуемый в народе "почтовый ящик". А уже там ее активная подруга, приметив объявление в газете о наборе актерской студии при местном русском ТЮЗе, решила, что обмотчица Прокоп должна там учиться. – Она сама взяла у мамы мои документы и отнесла их в ТЮЗ. Я за день выучила какие-то произведения, по-моему, басню Михалкова и рассказ из "Огонька", и пошла на первый тур. Но на следующие два тура почему-то не явилась. И где-то недели через полторы меня на улице встретил человек с палочкой, которого я заметила в комиссии. Он спросил, почему я не прихожу, ведь меня зачислили. Так я пришла в актерскую профессию. В общем, случайно. А по Тбилиси до сих пор скучаю, если слышу грузинскую песню по радио, плачу. Все это можно понять, только когда уезжаешь.– Я училась в шестом или пятом классе, и в школе был, как тогда называли, монтаж. По какому случаю, не помню, но играла я Сережу Каренина. Это была сцена встречи матери с сыном. Мне волосы завили, и я играла мальчика. А после школы занималась в самодеятельности. Но серьезно о профессии актрисы не задумывалась. Понимание призвания пришло уже в актерской студии при ТЮЗе, где г-жа Прокоп в течение двух лет получала образование по всем правилам театральной школы. Обучалась она вечером, как говорится, "отстояв весь день у станка". То есть получилось, почти как в фильме "Берегись автомобиля", когда герой Евгения Евстигнеева говорил: "Представляете, насколько лучше играла бы Ермолова, если бы днем она стояла у станка, а вечером выходила на сцену". Правда, после окончания студии эта ситуация в корне изменилась – актрису Прокоп зачислили в труппу на амплуа "лирическая героиня", и производство на военном заводе наконец лишилось ценного кадра. - В теа--тре дебютантка нашла себе супруга. Уже вместе с ним, актером Ножери Чонишвили, Прокоп перебралась в Тулу в Драматический театр имени Горького. Поработав недалеко от столицы, несомненной театральной Мекки того времени, актерский и семейный дуэт Прокоп-Чонишвили в 1966 году оказался в Сибири. И если в Тулу молодая героиня поехала вслед за мужем (звали-то больше его), то Омская драма (стараниями тогдашнего директора театра Мигдата Ханжарова у нас весьма серьезно занимались "строительством" грамотно сбалансированной труппы) нуждалась уже не только в герое, но и в героине. – В Тулу, конечно, я поехала хвостиком. Но там меня хорошо задействовали в репертуаре, и в Омск я приехала совсем в другом статусе: не только жены заслуженного артиста Чонишвили, но и востребованной актрисы. Первое впечатление от сибирского города – шок. Прокоп признается, что первые два года даже плакала: так ей было жаль, что Омск очень далеко от Москвы и Тбилиси, от мамы. – Я чувствовала, что оказалась на отшибе жизни. Даже по ценам: в Грузии фрукты дешевые, я к ним привыкла, а тут на маленькие актерские деньги не очень-то можно было себе их позволить. Хотя мне очень понравилось, что город был зеленый. По проспекту Маркса посередине проезжей части шел газон шириной несколько метров, весь засаженный гладиолусами. Это было настолько красиво, обалдение какое-то. А потом все заасфальтировали.Первый год в Омске г-же Прокоп пришлось отказаться от волнующего света рампы и аплодисментов. Появившийся на свет наследник славного рода Чонишвили Сергей оказался ребенком особенным, а потому не вполне пригодным для условий советского дошкольного воспитания. В яслях мальчику категорически не понравилось, а потому маме пришлось оставить на время сцену и полностью посвятить себя самым главным для женщины обязанностям – материнским. Уже потом Валерии Ивановне удалось найти няню для Сергея и снова вернуться в строй. О сыне, как и любая мать, актриса может говорить бесконечно. – В Тбилиси есть памятник Шота Руставели, где он стоит в высокой шапке "чони". Чонишвили в переводе с грузинского "шапкин сын". Маленький Сережка, когда ему было где-то года полтора-два, после купания заворачивался в простыню и говорил: "Я Шота Руставели голый!" Детская привычка примеривать на себя разные образы переросла у Сергея Чонишвили в профессию. – Я довольна, что сын всего добивается сам и сумел сделать себя вне театра. На сцене у него в смысле карьеры не очень задалось, "Ленком" – трудный театр. У Марка Захарова свои пристрастия, хотя званиями и наградами Сергей обижен не был. Сегодня Чонишвили – весьма востребованная кино- и телеперсона. Он официальный голос канала СТС, его же неповторимые интонации звучат во многих документальных фильмах, а благодаря проекту "Иностранное дело" канала НТВ об истории российской дипломатии, где Чонишвили выступил в роли ведущего, актер смог, по словам матери, объехать полмира. Недавно вернулся из Японии. – Сергей похож на отца вспыльчивостью, талантом, походкой. У Сережки походка нерусская, грузинская, такая мягкая, кошачья. А в меня он лиричный, нежный. – Я могла сыграть и больше, но, наверное, об этом говорит любой актер. Однако от творческого вечера в честь моего юбилея отказалась – не люблю, когда люди толкутся с подарками за кулисами. Предпочла новый спектакль. Из любимых сыгранных за 40 лет в Омске ролей Прокоп вспоминает Лауру в "Стеклянном зверинце", Офелию в "Гамлете". В начале семидесятых за участие в спектакле "Солдатская вдова" Валерия Прокоп была удостоена Государственной премии и тоже говорит об этой работе с особой теплотой. Отдельная страница – "Лекарь поневоле", который был в репертуаре Омской драмы больше десяти лет. Ее разбитная и колоритная пьянчужка вспоминается многим до сих пор. – Прощаться с этим спектаклем было сложно. Рыдали все. Мы его играли в Москве, и к нам пришли из французского посольства посмотреть поближе на сибирского Мольера. От русского варианта классической пьесы они были в восторге. Довольна Прокоп и своей ролью в "Зеленой зоне", которую в столице также принимали на "ура". Хотя главный- комплимент актриса получила не по поводу своей работы там. – Моя знакомая, в прошлом актриса, а ныне театральный критик, сказала, что пьеса Зуева ей никогда не нравилась. Только посмотрев спектакль омичей, она наконец поняла ее. Сегодня Прокоп занята в восьми постановках репертуара, на выходе девятая. Для столь деятельной натуры, как она, около десяти спектаклей в месяц – нагрузка не очень серьезная, а потому остаются силы и на что-то другое: кулинарию (актриса замечательно готовит), любимых зверей (дома держит собаку и кота и подкармливает бездомных животных в округе) и даже на фитнес (долго хотела купить себе абонемент и вот полтора месяца назад взяла и выполнила свою мечту, осталась очень довольна). К новому званию относится скептически ("все должно быть вовремя, ну хотя бы чуть пораньше"), мечтает о новых ролях и о том, чтобы жить поближе к сыну. Думается, эти задачи ей по плечу. Во всяком случае, глядя на нее, понимаешь, что возраст над талантливым человеком власти не имеет. АВТОР: СОФЬЯ МАЛЫШЕВА

Татьяна: Кандид АНДРЕЕВ «Русский актер Ножери ЧОНИШВИЛИ». 25.12.2006 Омск, Издательство «Сибирикон», 2006Эта книга вышла к 80-летию замечательного актера Ножери ЧОНИШВИЛИ, в честь которого назван омский Дом актера. Редактор-составитель Светлана НАГНИБЕДА бережно собрала под одной обложкой воспоминания тех, кто знал Чоника, как ласково называли его друзья. В книге есть и документы из семейного архива актера: дневники его отца Давида ЧОНИШВИЛИ, письма его матери Параскевы ПОПОВОЙ, воспоминания самого Ножери Давидовича. Воспоминаниями о своих жизненных и творческих встречах с ЧОНИШВИЛИ поделились как всероссийски известные Михаил УЛЬЯНОВ, Кирилл ЛАВРОВ, Котэ МАХАРАДЗЕ, так и малоизвестные актеры, работавшие вместе с ним с ним в Тбилисском театреим. Грибоедова и Тульском областном драматическом театре. Но все же больше всего воспоминаний его коллег по омской Драме: Валерия ПРОКОП, Валерий АЛЕКСЕЕВ, Моисей ВАСИЛИАДИ, Георгий ТРОСТЯНЕЦКИЙ и многие другие попытались запечатлеть ушедшие мгновения жизни, восстановить в памяти то, что рождало сильные эмоции и размышления, вызванные его актерской игрой и личным общением с Ножери ЧОНИШВИЛИ. В книге перечислены все роли, сыгранные актером в театре и кино, напечатано множество фотографий, запечатлевших его на сцене и в жизни. Вспоминает об отце и сын актера Сергей ЧОНИШВИЛИ, который пошел по его стопам и играет в Ленкоме. Вот фрагмент его воспоминаний: «Чоник» — называли его. Так называли и моего деда. Так называют и меня. Разные люди. Разные эпохи. А это емкое прозвище остается. В нем и легкость, и незащищенность, и стремительность... и еще множество качеств, о которых не хочется говорить вслух...»

Натали: Еще ссылки о Н.Д. Чонишвили http://www.ic.omskreg.ru/~drama/info/hist/hactors/choni.html http://www.omsknews.ru/paper/home.php3?sid=709&dp=07.11.2001&id=6484

Натали: -Закончились гастроли Омского Драматического театра. Вот, скажите московские зрители отличаются от омских? Да, я заметила это. Знаете, если честно, то вчера, мне кажется, было больше зрителей — актеров. Мы всегда видим, кто в зале. Вот, если сейчас отреагируют на эту фразу, значит, большинство актеров. Мне кажется, московский зритель более сдержанный, даже избалованный. Трудно судить обо всех спектаклях, так как играла только в одном — «Зеленая зона». Говорят, что в тех спектаклях так же было, все фразы встречали аплодисментами. А то, что наш спектакль встречали постоянными аплодисментами, это не показатель. Его и в Омске так же принимают. А вот в общении с москвичами ощущается позиция, что «вот мы москвичи»… Не в обиду будет сказано,… ну москвичи, а я омичка. Хотя, не омичка, я из Грузии. Чем мы хуже? Ничем. А вот артистов у вас таких нет. И когда они сталкиваются с этим, им, я понимаю, даже обидно. Как же так, мы ведь в Москве, а у нас нет таких артистов. - Как считаете Ваша школа актерского мастерства она более сильная, чем наша московская? Вот этого я Вам не скажу. У нас и московские институты оканчивали артисты, и в Свердловске. Ведь нашей школы нет. В Омске нет высшего образования. Есть филиал института из Улан-Удэ. Есть и актерский и режиссерский факультет. Все зависит от того, кто учит. Хороший артист или нет. Если плохой артист учил, плохие и артисты получаются. И их никуда не берут с курса. Они оказываются ненужными. Мне жалко таких людей. - Читала, что Вы преподавали актерское мастерство… Есть единственный теперь в своем роде Лицейский Муниципальный Театр. Главный режиссер театра наш артист… Уже много лет существует этот театр. Боюсь соврать по времени, но лет 15 точно, может быть, чуть-чуть меньше… Наш артист, который, мягко говоря, ушел из театра. И вот в меру своих каких-то организаторских способностей он сумел добиться этого муниципального театра. Туда детей набирали по конкурсу. Младшая группа от шести до девяти лет. Потом они должны были плавно перетекать от 10 до 13 лет и в старшую группу 14 — 16 лет. Я преподавала в средней группе. У меня была воинская дисциплина, люблю порядок. Вот в 10 часов начинались занятия. Гимн сыграл, а ученик после него вошел — не пускала на занятия. Плакали дети, говорили: «Ведь едим вон от куда». Ответ прост: «Выходи на 5 минут раньше». Родители приходили, просили, но «Нет». За пропуски выгоняла, если не по уважительной причине были. Ребята заканчивали школу при мне. Все подтянулись в учебе. Проработала я в лицейском театре шесть лет. Потом ушла. Если честно, я очень уставала с ними. Не все понимали объяснения, некоторых приходилось натаскивать. - Получается преподавательская деятельность не для Вас? Мне сказали, что я прирожденная учительница. Говорят, что подход у меня хороший к детям. Но я это дело не люблю. Вообще, я хороший исполнитель. А вот что-то думать самим… Хотя, ставили спектакли, вместе с мужем. Изначально, когда дети маленькие были, ставили «Муху — Цокотуху». Этот спектакль получил премию. Потом выпускали «Аленький цветочек». Этот спектакль до сих пор идет. А я уже, как говорила, не работаю лет шесть. - Актерская профессия — очень сложная.… Скажите, пришлось, вступив на этот путь, что-то в себе поменять? То, что актерская профессии — сложная, это правда. Но в себе я ничего не меняла. Всегда говорю, что в театре я абсолютно случайный человек. Никогда не мечтала быть актрисой. Мечтала быть переводчицей, хорошо знала немецкий язык, который уже, к сожалению забыла. Но вся беда была в том, что, когда поступала в институт, все экзамены сдала, остался последний — грузинский язык. А этот язык я знала на уровне школьной программы. Нужно было написать изложение. Понять-то я поняла, а изложить не смогла. Вот встала и ушла. А за остальные экзамены уже набрала проходной балл. Надо была написать хотя бы на тройку. А в актерское учебное заведение совершенно случайно попала. Пошла, работать на завод, получила разряд обмотчицы якорей. Делала якоря для вентиляторов. Правда, хорошо читала стихи. В школе в четвертом классе играла Сережу Каренина. Мои подружки спрашивали: «А почему ты на актерское не хочешь?». Зачем? Тем более у нас не было русского отделения в Тбилиси. Потом, как мне сказали, при русском ТЮЗе открылась русская театральная студия, актерский факультет. В один прекрасный день приходят мои подруги и говорят, что сдали за меня документы. Оказалось, они пришли к моей маме, сказали, что Лера сказала, чтобы она им мои документы отдала. Это известие упало, как снег на голову. Я отпросилась на один день, выучила какую-то басню и пошла. А за результатом не ходила. К этому относилась как-то очень легко. Решила, что в следующем году буду опять поступать в тот институт. Проходит несколько дней, и я в городе случайно встречаю мужчину, который на меня пристально смотрит и говорит: «Прокоп! Вы, почему не появляетесь? Вас приняли». Вот так я попала в актерство, «случай-человек». Потом я поняла, что ничем другим не смогла бы заниматься. Ну, может быть, еще биологией могла бы заниматься. Я с ума схожу от растений, от животных. Так что мне не пришлось менять жизнь, я к ней очень привыкла. Недавно у меня в гостях была сестра. Говорит: «Что за сумасшедшая профессия? Утром убежала, днем прибежала на два часа, вечером опять убежала, в 12 ночи начинаешь стирать, обед готовить… Вот я бы так не смогла…». Мне это не трудно. До сих пор много занята в театре. Просто уставать стала больше. - Какой была Ваша студенческая жизнь? Она не была студенческой в общепринятом понимании… Я жила дома. Тем более студия была вечерняя, а днем работала на заводе. Так что студенческая жизнь прошла незаметно. После окончания, меня сразу взяли в Тбилисский ТЮЗ. Сезон отработала и уехала в Тулу, туда нас пригласили. Из Тулы приехала в Омск. Я не из тех актеров, которые много театров сменили. Омский Академический Театр Драмы у меня третий за всю жизнь и последний. Так что студенческие годы проскочили очень быстро. - Вы до сих пор волнуетесь перед выходом на сцену или уже привыкли? Безумно! Сердце в горле бьется (смеется). - В лица зрителей вглядываетесь? Я не вижу сейчас никого (смеется). - А раньше? Вглядываться не вглядывалась, но четвертый ряд видела. Сейчас вижу… люди, а конкретно… Если бы знала, что сидит Сережа в четвертом ряду, то, конечно, по силуэту бы узнала (смеется). - То, что делают зрители в антракте, все знают… А вот, чем занимаются актеры? В антракте разговариваем. Я не верю, когда говорят, что актер думает о роли. И никогда в это не поверю. Да, конечно, я не могу перед спектаклем «Несносные родители» хохотать до умопомрачения над каким-нибудь анекдотом. Ведь это очень трудная роль, трагикомическая, особенно во втором действии. Но в антракте так же спокойно разговариваем. Я могу и о собаке своей рассказать, что она сегодня сделала. Может быть, я не права. Может быть, я не совсем правильная актриса. Многие артисты говорят: «Вот я с утра думаю о роли»… ерунда, врут, не поверю в это. - Что испытываете после спектакля, когда выходите на аплодисменты? Все зависит от того, как прошел спектакль. Бывает стыдно за спектакль. Ведь бывают разные партнеры. Зритель, конечно, этого не видит. Это мы видим нюансы. Бывает стыдно не перед зрителями, а стыдно за то, что сегодня было не так, как должно быть. А бывает очень радостно, когда мы знаем, что спектакль прошел хорошо. - У Вас есть актерские страхи или суеверия? Они как у всех. Сесть на роль, если она упала. Да, пожалуй, и все. Всегда спокойно возвращаюсь, если что-то забыла. - Валерия Ивановна, скажите, роль накладывает какой-то отпечаток на актера или актер может пользоваться ролью в повседневной жизни? В жизни никакой ролью не пользуюсь. А вот отпечаток… Много лет назад мы репетировали спектакль «Лекарь поневоле». Вышла с дипломом я как лирическая героиня. Переиграла всех лирических вплоть до Офелии. А тут вдруг получаю характерную роль. Одна характерная роль была в спектакле «Последняя женщина сеньора Хуана» и уже шли репетиции «Лекаря поневоле» Мольера. А в «Лекаре…» роль «синюшницы», просто пьянь подзаборная. Ходит с разбитым ртом, c фингалом. В общем, «бомжиха» самая настоящая. Мне, как лирической героини, это было очень трудно. И я ловила себя на том… Если помните, раньше хлеб в магазинах лежал в таких деревянных лоточках, а рядом висела на веревочке вилка. Помню, пробую хлеб, а роль у меня в голове, не общаешься ни с кем. Тут женщина у меня спрашивает: «Девушка, а хлеб свежий?». На что отвечаю… пьяным голосом «Не знаю, мне нравится». И такой же случай был, когда, выходя из театра, спускалась по ступенькам. У меня спрашивают: «Вы выходите?», а я таким же голосом отвечаю «А чтоб я тут стояла» (смеется). Вот такие вещи происходили. Не отпускает эта роль. - Какая из Ваших театральных ролей самая любимая? Любимых много. Они все мои. На данном этапе, скорее всего, можно перечислять нелюбимые спектакли, на которые всегда идешь, как на Голгофу. Но о них говорить не хочу. А так играю все с удовольствием. - Есть ли у Вас в родном театре любимый спектакль? Люблю «Зеленую Зону», «Несносных родителей». Очень любила «Мистификацию». Этот спектакль сняли в этом сезоне, играла Коробочку. У нас совершенно другая была Коробочка. Она сначала была воздушной феей, а потом превращалась в ведьму. - Наверное, есть роли, которые Вам хотелось сыграть, но пока не сложилось? К сожалению, очень много ролей прошло мимо меня, которые я хотела бы сыграть. Их уже никогда не сыграю, возраст не тот. Очень хотела играть «Двое на качелях», очень хотела играть Марию Стюарт. Пожалуй, вот это очень хотелось сыграть и до сих пор обидно, что не сыграла. Еще Бланш из «Трамвай желание», но у нас не ставили этот спектакль. - Вы, когда приезжаете, смотрите спектакли с участием Вашего сына Сергея Чонишвили? Когда приезжаю, конечно, смотрю. Практически все спектакли смотрела. И «Шута Балакирева», и «Юнону и Авось», и «Мистификацию», и «Жестокие игры», и «Королевские игры». «Игра в Жмурики» два раза смотрела. - Вот Сергей на сцене, а Вы зритель. Как будете на него смотреть? Глазами матери или все-таки глазами профессионала, глазами опытного актера? Он думает, что глазами мамы смотрю. Во-первых, мне всегда страшно смотреть. Чувствую, что сначала вдавливаюсь в кресло. Как будто подглядываю. Потом мне все нравится. Не то, чтобы говорю: «Ах… Все замечательно». Сережа принимает мои замечания. Ведь, кто скажет, как ни мама или близкий человек. Не могу сказать, что вот «ты что-то не так делаешь», говорю «если бы так сделал, было бы лучше». Когда фильмы смотрю, так же высказываю свое мнение. Документальные фильмы удается посмотреть, когда случайно натыкаюсь. Бывает, ведь смотришь какую-то программу, голос услышала и втягиваешься. Мне нравится, как Сережа работает, но я бы так не смогла. В документальном кино он набил руку. Я этому уже не научусь. - А у Вас есть с Сергеем общие профессиональные черты? Есть общие черты. Сережа взял мою лирику, мою нежность. Ведь, я могу быть очень резкой, грубой. А вот нежность у него моя есть. - Какое кино вы любите? Очень люблю мелодраму. Когда-то любила исторические фильмы. А то, что люблю мелодраму, наверное, уже сказывается возраст. Люблю хорошую комедию. Последний раз очень сильно смеялась, когда смотрела «Особенности национальной охоты». В общем, кино не всегда приходится смотреть. Стараюсь не пропускать Сережины фильмы. - Вы любите путешествовать? Как сказать… Видимо это зависит от возраста. Раньше очень любила путешествовать. Гастроли — это было так интересно. А сейчас, далеко куда-то не хочется уезжать. Есть места, куда мечтала съездить, но уже туда никогда не поеду. Мечтала побывать во Франции, в Японии и на оленях поездить у нас где-нибудь на Чукотке. Когда приезжаю к Сереже, не хочется от него уезжать. У нас такой уклад, что мы друг другу не мешаем. Здесь у меня много подруг, с которыми я училась. Так что специально поехать в какое-то путешествие, как иностранцы, ездить и фотографировать, меня это не прельщает. По натуре я больше домосед. Вот дома нахожу море дел. Не только вытереть, постирать. А что-то пересадить, что-то переставить, от чего-то очистить, выбросить лишнее. У меня хобби — выбрасывать. Каждый год пересматриваю библиотеку, у меня очень много книг. Вот без этого могу жить, без этого тоже, все складываю и отношу в библиотеку СТД. Дома мне очень интересно. Мне не бывает скучно. Не понимаю слово «скучно». Ах, чем мне заняться, как убить время. Такого нет. - Что Вы можете пожелать начинающим артистам? Пока сам себе под одеялом не сможешь сказать, что во мне есть какая-то искорка, не стоит идти поступать. Если ты сам себе это сказал, вот тогда можно идти учиться. А вообще, актерству научить нельзя. Его можно развить, если оно заложено. Нужно познать себя. Не может быть, что у тебя только актерский талант. Да, я говорила, что я бы не смогла ничем другим заниматься. А на самом деле, если бы «прижучило»… Поступила бы на истфак и была бы историком. А идти нужно учиться, когда уже невмоготу! Интервью В.И. Прокоп с сайта ruskino.ru. Искала сейчас на сайте данное интервью, не нашла. Так что, кто автор не знаю.

Татьяна: Натали пишет: Документальные фильмы удается посмотреть, когда случайно натыкаюсь. Бывает, ведь смотришь какую-то программу, голос услышала и втягиваешься. Ой, и я тоже...Последний раз это прозошло, когда был д/ф про поворот сибирских рек. Вот спрашивается, ну на кой мне нужны эти реки? Они мне и тогда, когда их разворачивать собирались не нужны были, а теперь уж тем более Нет, сижу и слушаю...и что интересно, очень внимательно. Спасибо,Натали, за интервью.

Татьяна: Натали пишет: Интервью В.И. Прокоп с сайта ruskino.ru. Искала сейчас на сайте данное интервью, не нашла. Так что, кто автор не знаю. Вот это интервью http://www.ruskino.ru/teatr_person/person.php?folder=prokop

Татьяна: ЖОРА, ЧОНИК, ЧОНИШВИЛИ… Прекрасный актер, великолепный партнер, добрейший человек... Меня, признаться, приятно удивило то, что о нем все говорили исключительно в превосходных степенях. И где? В театре, где испокон веков атмосфера творчества была густо замешана на интригах, зависти, сплетнях Неужто он был особенным? А если нет, то почему к нему не прилипала грязь? ТЕАТРАЛЬНОЕ ЗАКУЛИСЬЕ По узким лабиринтам драмтеатра мы идем с заведующей музейным отделом театра Светланой Васильевной Яневской Закоулки, повороты. Один, другой... Кажется, оставь она меня здесь одну, век не выберусь. Пахнет старыми кулисами, мышами и чем-то еще. Так пахнет театр. И этот запах будоражит, настраивает на особую волну. Укромное местечко отыскивается не то в полутемном кабинете, не то в каком-то чуланчике. Мы смахиваем пыль со старых кресел и забываем о времени. Светлана Васильевна говорит, работает диктофон, а я слушаю, не перебивая и проникаясь тем единственным, чем жили они. Ожигова, Каширин, Щеголев, Теплов и, конечно же, Чонишвили. Актеры. Люди с тысячью лиц. Не мыслящие себя вне сцены, вне театра, без этих вечных перевоплощений. Живущие до последнего творчеством, ненасытные до него, уходящие из жизни на бегу. Светлана Васильевна вспоминает, как Татьяна Анатольевна Ожигова сыграла полтора акта в "Вишневом саде" и больше не вышла на сцену. У нее пошла горлом кровь. Борис Михайлович Каширин уже лежа в больнице, перед смертью рассуждал о новых работах. Собирался играть, играть и играть Александр Иванович Щеголев. Ножери Давидович Чонишви ли, чувствуя себя очень скверно, не ложился в больницу. Тогда в театре репетировали пьесу Эрдмана "Самоубийца", у него была небольшая роль. Ему было плохо. Но он боялся, что про него скажут, что он отказывается играть маленькую роль. Скажут - не скажут. Да какая разница? 2 ноября 1987-го Ножери Давидович провел творческую встречу, приехал в Дом актера, зашел в библиотеку, сел в кресло и... Он умер от сердечной недостаточности. Для Сибири, для омской сцены Чонишвили был непривычен. Это был южный человек, который попал в наши северные края и до конца остался непознанным. Здесь так и не смогли раскрыть загадку его лукавых глаз, его обаяния. Обаяние этого человека на самом деле обволакивало. Я помню его на сцене и могу утверждать: женщины, которые сидели в зрительном зале, мечтали о таком мужчине. Он заражал их своим темпераментом, тем ритмом, который жил внутри нею. В нем очень сильно было мужское начало. Хотя в жизни был обыкновенным мужчиной, лысым, уже в возрасте. Все понимали, что он оторван от своей земли. Его всегда тянуло в Тбилиси, и он часто улетал туда. Рассказывали, что когда в театре готовили "Арбу", к нему приезжали грузины. Грузинская речь слышалась повсюду, и Чоник ходил взбудораженный. Впрочем, у него всегда было много друзей. Когда он приезжал в ту же Москву, вокруг него тут же образовывался вихрь. Вихрь в кабинетах, вихрь в ресторанах. Он был заводным и коллективным человеком. Актером театра. А в Доме актера, который сам создал, - хозяином. ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ПАРТНЕР Актриса Елизавета Николаевна Романенко сказала мне одну потрясающую вещь. На сцене партнер, оказывается, больше, чем в жизни муж. Сильно сказано и, возможно, несколько преувеличено, хотя... Кто знает? Жора (так звали его друзья и близкие ему люди) никогда не приносил на репетиции с собой дурное настроение. Казалось, что ему все дается легко. Естественно, ему завидовали. Было все: любовь, сплетни, интриги, удачи и неудачи, но побеждало всегда главное, ради чего они работали - творчество, спектакль. Чонишвили, Каширин, Щеголев, Теплов были лидерами и всегда держали высокий уровень профессионализма, достойно несли эстафету, полученную от предыдущих поколений. Благодаря им, имиджу, который они создавали, омский драматический был и остается лучшим среди провинциальных театров. Они могли работать в столицах, но задержались здесь. Теплов и Чонишвили умели влюблять в себя партнерш, ухаживать за ними, могли повести за собой. Влюблялись и сами. Не всегда дело заканчивалось романом, и все же... "Жора вообще был такой, что достаточно было одного его взгляда", - говорили о нем актрисы. Однако для него главным всегда оставалась профессия. В нее шли не деньги зарабатывать. Не тот случай. Да и не только ради славы. Чо нишвили не был особо тщеславным, И больше любил театр, а не себя в нем. Последние годы он был очень больным, постоянно пил нитроглицерин, жил приступами, но в больницу не ложился. Совестливый. Ответственный. Сама мысль, что он умрет и что-то не успеет сделать, очень тревожила его. Говорят, что такой же была Татьяна Анатольевна Ожигова. Примерно за год до смерти у него появилось желание делиться наболевшим, откровенничать. Его слушателем, по собственному признанию, стала Елизавета Николаевна Романенко. Они жили рядом, работали вместе в двух спектаклях, и в последнее время он часто поджидал ее после спектакля. В дождь, в холод, а он в кепочке, кургузой курточке мог стоять под козырьком газетного киоска и ждать ее. У Романенко грим был сложнее, и она обычно задерживалась. Тогда уже Елизавета Николаевна понимала, что ему нужны были и эта неспешная дорога домой, и эти разговоры, которые он с ней вел. В СЕМЕЙНОМ ИНТЕРЬЕРЕ Признаюсь честно, я несколько побаивалась встречи с Валерией Ивановной Прокоп (они поженились с Чонишвили в 1962-м и прожили вместе двенадцать лет). После развода у каждого из них была своя жизнь, своя семья. Они старались не афишировать свой развод, непростые отношения. Но мало ли? Они поженились в январе 1962-го в Тбилиси. Ей было двадцать, ему почти на пятнадцать лет больше. Она училась в театральной студии при русском ТЮЗе, а он преподавал. Ставили отрывок из "Егора Булычева". Прокоп играла Шурку. После репетиций он провожал ее домой. Внимание такого человека, понятное дело, очень льстило молоденькой девушке. В день свадьбы 4 января она играла в утреннем спектакле, а вечером ей опять предстояло выходить на сцену. В перерыве между спектаклями они и зарегистрировались. Никаких торжеств, свадебных нарядов, фаты... Валерия Ивановна пошла под венец в школьном коричневом платье из шерсти и с белыми манжетами и воротничком, которое донашивала после сестры. Чонишвили пойти было не в чем. Ему едва наскребли денег и купили костюм и белую нейлоновую рубашку. Говорят, что бессребреником он сдавался уже будучи народным артистом. Спустя несколько месяцев их пригласили работать в Тулу. Там они прожили четыре года, там же родился их сын (ныне актер театра и кино, известный больше по своим ролям в телесериалах "Тьма", "Пятый угол", "Семейные тайны", "Петербургские тайны", Сергей Чонишвили). В омский драматический они приехали в 1966-м по приглашению. К тому времени Ножери Давидович был уже известным актером, сыгравшим Пушкина и другие заметные роли. Его приняли в театре очень хорошо. А она осталась дома с сыном, ждала его. Он же не был создан для семейной жизни. Дом воспринимал больше как место, куда можно было прийти переночевать. Строил свой Дом актера, работал над новыми ролями. Он был честным в исполнении любой работы. Никогда не халтурил. Предан театру абсолютно. Вписать же его в семейный интерьер было невозможно. Она же всегда и всем говорила: "Не было бы у меня Чонишвили, не было бы у меня Сережки". Надо сказать, что отец и сын были очень близки. Рассказывают, что до сих пор Сергей отмечает день рождения своего отца, а в день его смерти ходит в церковь. ОП (07.11.2001)



полная версия страницы