Форум » Театр » Спектакли Андрея Житинкина » Ответить

Спектакли Андрея Житинкина

Натали: Излечение лаской, или глава из будущих мемуаров Конец века - время странное. Время затишья и бурь, примирений и споров одновременно. "У эпохи свои герои и свои бесенята вокруг. А художники все - изгои..." - так написал режиссер Андрей Житинкин, недавно выпустивший сборник стихотворений под кратким названием "99". Вокруг Житинкина всегда идет борьба. Одних раздражают два финала, зачастую присутствующие в его спектаклях, другие пытаются сравнивать его с кем-нибудь и всегда терпят фиаско. Но его нельзя сравнивать или ставить в один ряд с другими режиссерами. Он - художник. Его спектакли нельзя разбирать на части, вооружась циничностью и скупостью эмоций. В них игра, музыка, цвет, свет создают неповторимое, почти осязаемое ощущение чувственности. Житинкин - режиссер-мистик на нашей сцене, который заглядывает во внутренний космос героя, будь то вохровец из морга или будущий американский литературный классик. Иногда его спектакли похожи на картины Дали, пугающие и притягивающие, красивые и инфернальные одновременно. В "Ночи Трибад" (инсценировка пьесы шведского драматурга Пера-Улафа Энквиста), Независимом театральном проекте 1993 года, четыре характера - два мужских и два женских (муж, жена, его друг и ее подруга) - переплетаются в языческом танце. Они извлекают из глубин души то, что с ними происходило и безжалостно анализируют: "вспоминать - мучительно, а не вспоминать - невозможно". Эту фразу главного героя можно отнести и к другим спектаклям Житинкина. "Старый квартал" в Театре п/р О.Табакова - инсценировка автобиографической пьесы Теннесси Уильямса "Вье Карре" - это тот самый случай. Житинкин ставил "Квартал" в "Современнике", но спектакль тогда "закрыли", испугавшись темы и, должно быть, образности. Сейчас "Квартал", может быть, один из самых своевременных и современных спектаклей на московской афише. Центральные темы - эгоцентризм и одиночество, сквозь эту призму видится любовь и сгоревшая страсть, тоска по ушедшим и плач по еще живым. Писатель (Сергей Безруков), платящий за жизненные уроки душевной болью. Художник Рассиньоль (Виталий Егоров), не нужный никому и любому готовый сказать "Да!" - ему нужно только, чтобы его любили... Тай (Сергей Чонишвили и Ярослав Бойко), порхающий, как колибри, в зеленой шелковой рубашке, и с трудом переносящий гибель Девочки Шампань, единственного, возможно, человека, перед которым преклонялся, которого любил по-настоящему. И Скай (Сергей Угрюмов), бродяга и музыкант, обладатель черных очков, заразительной усмешки и кларнета, из которого он извлекает летящие в небо, под стать ему, Скаю, звуки. Скай - через весь спектакль. И над сценой, в широко распахнутые жалюзи, глядит поверх этого Содома - небо, sky. То грозовое, черная вуаль туч разрывается золотыми лезвиями молний, то ночное - глубокое, бархатное, темное, как глаза Тая, как голос Рассиньоля, то утреннее - как взгляд Писателя. Скай - спасение, Скай - свобода. Как птица по небу - the bird in the sky with diamonds. А алмазы - это те огоньки свечей, что золотятся в руках неподвижно стоящих людей. Людей? Нет, теней. И в финале Писатель, повзрослевший и почти состарившийся, говорит тихо: "Они уходят от меня, растворяются. Люди, которых мы знали, всегда уходят с нами. Земля проглатывает их, стены впитывают как влагу их тени. Голоса превращаются в эхо, слабое, но незабываемое. Эта пьеса - мои воспоминания. В моей памяти все слышится, словно под музыку. Теперь в этом доме никого нет." А для тех, кто не хочет задумываться над собственной типажностью - новый пример - "Псих" в Театре п\р О.Табакова. Главный герой проходит путь от мальчика-второкурсника с белозубой улыбкой до человека, состарившегося в свои восемнадцать, пережившего и узнавшего то, с чем жить нельзя. И он не живет - шнур лампы заменяет ему эшафот: в прошлом остаются мудрый Венька (Сергей Чонишвили), беспечно-беззаботный Валерка (Виталий Егоров), хладнокровный и этим страшный Игорь (Ярослав Бойко). "Ну и что, что все написали. Ну и что, что сыграли все. Новой муки и новой печали раскрутилося колесо,"- он ставит спектакли про нас с вами. Он умеет говорить обо всем - расставании и неразделенной любви, неисполнимых желаниях и жестких эгоистичных людях, о жизни в целом - с тонкой печальной красотой. Житинкин делает то, что должен, на мой взгляд, делать каждый режиссер - он залечивает душевные раны зрителя, используя в качестве наркоза не бездумный эпатаж, а любовь и ласку. источник: "Театральная Афиша"

Ответов - 57, стр: 1 2 3 All



полная версия страницы